[груз. კალისტრატე] (Цинцадзе Каллистрат Михайлович; 12.04.1866, с. Тобаниери Кутаисского у. и губ.- 3.02.1952, Тбилиси), католикос-патриарх всей Грузии (21 июня 1932 - 3 февр. 1952). Род. в семье свящ. Михаила Цинцадзе и Екатерины Гогоришвили. В 1875-1882 гг. учился в Кутаисском ДУ, в 1882-1888 гг.- в Тифлисской ДС, где познакомился с семинаристом И. Джугашвили (И. В. Сталиным). ДУ и ДС он окончил с отличием и первым по списку, по рекомендации ректора ДС архим. Паисия (Виноградова) поступил в Киевскую ДА (окончил в 1892). За работу «Иверская Церковь времен Сасанидов» ему была присвоена степень кандидата богословия. Женился на немке Отилии Томасс (в крещении нареченной Нино). К., вернувшись на родину, 11 апр. 1893 г. был рукоположен во диакона, 18 апр.- во иерея. Определен на службу в тифлисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Дидубе, где в 1893-1903 гг. был настоятелем. В 1903 г. назначен настоятелем тифлисской ц. Квашвети во имя вмч. Георгия и председателем Совета по надзору за строительством нового Квашветского храма. В 1895-1903 гг.- член от духовенства Тифлисского городского собрания, занимался вопросами призрения, строительства духовных школ и т. д. В 1909 г. возведен в сан протоиерея.
В Тифлисе был законоучителем в частной груз. дворянской гимназии, в муж. прогимназии В. А. Левандовского, в 1-й муж. гимназии, членом правления Тифлисской ДС, членом Городской думы, секретарем и членом научных об-в.
К. был активным участником движения автокефалистов - сторонников восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), входившей с 1811 г. в качестве Грузинского Экзархата в состав РПЦ. В 1894 г. в ж. «Мцкемси» (Пастырь) был опубликован его исторический очерк «Автокефалия Церкви Грузинской» (изд. брошюрой в 1905). В соавторстве с историком С. Горгадзе и прот. Антонием Тотибадзе К. написал «Проект реорганизации Грузинской Церкви» (май 1905 г.- Проект реорганизации... 1905; 1906; 2010), к-рый был отправлен в Святейший Синод. Благодаря этому вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви был вынесен на рассмотрение Предсоборного присутствия РПЦ 1906 г.
12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе), в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым, обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым. Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики.
К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К.
После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву), К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.
10 янв. 1932 г. скончался католикос-патриарх Христофор III. К. был признан единственным кандидатом на Патриарший престол. На VI Поместном Соборе ГПЦ 21 июня 1932 г. тайным голосованием он был избран католикосом-патриархом. Положение ГПЦ в этот период оставалось сложным. Большевики активно закрывали храмы, переделывая их в пекарни, склады, бани, либо сносили их. К 1931 г. из 1450 действующих церквей (по состоянию на 1921) оставалось 350, число священнослужителей сократилось с 1600 до 300 чел. В 1940 г. действовало 15 храмов, священнослужителей было 128, из 15 епархий ГПЦ осталось 6 (Вардосанидзе. 2009. С. 61; Он же. 2010. С. 145).
Первоиерарх избрал неск. основных направлений своей деятельности. Прежде всего, опираясь на офиц. законодательные документы советской власти, к-рые хотя бы фиктивно признавали свободу вероисповедания, он стремился воспрепятствовать закрытию церквей и монастырей, а также разрушению и ограблению храмов. Также К. принимал меры, чтобы облегчить налоговое законодательство в отношении духовенства и действующих церквей. Он добивался присвоения Грузинской Православной Церкви статуса юридического лица и признания ее автокефалии Вселенской Православной Церковью. Необходимо было как можно скорее устранить отчуждение, возникшее между Церковью и обществом. Католикос-Патриарх признавал, что для достижения намеченного ему надо сохранять лояльный курс в отношениях с советской властью (Вардосанидзе. 2009. С. 62).
Наиболее известно дело о закрытии патриаршего кафедрального собора Тбилисский Сиони за невыплату возросших налогов. Инспектор финансовой инспекции Кировского р-на Тбилиси предъявил К. ультиматум: «Если Вы не будете платить установленный налог, вопрос будет поставлен на заседании исполкома о расторжении договора с Сионским храмом и его закрытии» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 77. Л. 71). По этому вопросу К. не был принят управляющим делами ЦИК В. Мирианашвили (Вардосанидзе. 2009. С. 77). Тогда К. обратился с письмом к Председателю Президиума ЦИК СССР М. И. Калинину. Очевидно, решение было принято на самом высоком уровне, и собор остался действующим. Также К. удалось спасти от закрытия тбилисские церкви Квашвети и Метехи и церкви монастыря Гелати.
К. регулярно обращал внимание советских властей на нарушение закона «О свободе совести». Он писал Первому секретарю ЦК Грузии К. Чарквиани: «Если так будет продолжаться, 1600-летняя Грузинская Церковь перестанет существовать, ибо священнослужители вынуждены прекратить служения… пока из советской Конституции не изъята статья 124» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 70. Л. 130-133). Также К. каждый год обращался к Чарквиани с просьбой о разрешении издать Церковный календарь ГПЦ, молитвослов и церковный устав. Малым тиражом, но календари и молитвословы издавались.
24 июня 1941 г. К. направил в Президиум Верховного Совета Грузинской ССР и Совнарком Грузинской ССР обращение, в к-ром выразил возмущение нападением гитлеровской Германии на СССР и от имени своей паствы и духовенства поддержал Правительство СССР в борьбе против врага (Комунисти (Коммунист). 1941. 24 июня. № 72; Бенделиани. 2002. С. 66). Было решено сразу же передать правительству 2 тыс. р. на нужды фронта, перевод средств был осуществлен в нач. июля. 8 февр. 1942 г. И. В. Сталин прислал К. благодарственную телеграмму: «Тбилиси, Католикосу Грузии Каллистрату. Прошу передать духовенству Католикосата и верующим Грузии мое приветствие и благодарность от Красной Армии за 2 тысячи рублей, которые они собрали для героев-красноармейцев» (Архив Грузинской Патриархии. Д. 3998. Л. 7). В годы войны в Церкви не прекращался сбор продовольствия, одежды, денег для нужд фронта. Во всех действующих храмах возносились молитвы за воинов.
Благодаря тому что в этот период советское правительство смягчило политику в отношении Церкви, положение ГПЦ немного улучшилось: было открыто 14 церквей (общее число действующих в Грузии храмов достигло 23). 7 нояб. 1942 г. газеты опубликовали юбилейное приветствие иерархов Церкви Сталину в связи с 25-летием Октябрьской революции. Под ним подписались К., Местоблюститель Патриаршего престола РПЦ митр. Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). В апр. 1944 г. К. удалось выхлопотать разрешение об освобождении из лагеря еп. Ефрема (Сидамонидзе) (в 1960-1972 католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II), прот. Иоанна Лозовского, протодиак. Амвросия Ахобадзе.
С избранием 8 сент. 1943 г. на вдовствующий Патриарший престол РПЦ Сергия (Страгородского) К. вновь поднял вопрос о признании РПЦ автокефалии ГПЦ. 14 сент. того же года он направил депешу Патриарху Московскому, в которой поздравил РПЦ с «ее возглавлением Патриархом Московским и всея Руси и избранием Священного при нем Синода» и выразил надежду, что «Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви, исполняя каждая свое призвание во славу Божию и ко благу великого Отечества». 21 сент. последовал ответ патриарха Сергия, «всегда болевшего душой и скорбевшего сердцем о молитвенном и каноническом разрыве между двумя соседними Православными Церквами и не перестававшего думать о возможностях и способах его ликвидации»: «Радуюсь, слыша голос Грузинской Церкви, разделяю надежды, желания. Благодарю Ваше Святейшество за поздравления. Русскому епископу Антонию Ставропольскому быть у Вас, выяснить подробности» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 114. Л. 4).
28 окт. Тбилиси «для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва между Русской и Грузинской Церквами» посетил архиеп. Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский), которому Патриарх Сергий поручил при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с католикосом-патриархом Грузии и груз. духовенством. Архиеп. Антоний провел ряд встреч с К. и груз. архиереями. По поручению Патриарха архиеп. Антоний должен был выяснить у грузинской стороны, состоит ли ГПЦ в молитвенном общении «с отделившимися от нашей Русской Церкви разными церковными группами антиканонического характера». К., отметив историческую «стойкость грузин в вере Христовой» и процитировав слова митр. Московского Филарета (Дроздова), называвшего ГПЦ «верною хранительницею древнего Православия и свидетельницею Православия Русской Церкви», ответил: «Чем мы были в прошлом, тем же и остаемся в настоящем». После этого стороны приступили к переговорам. Архиеп. Антоний задал К. еще неск. вопросов: существует ли в ГПЦ практика женатого епископата и второбрачного духовенства и др. 31 окт. в Тбилисском Сиони состоялась литургия, на к-рой служили К., архиеп. Антоний, викарий католикоса-патриарха еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили), а также груз. и рус. духовенство. Этот день считается днем восстановления евхаристического общения между РПЦ и ГПЦ. После службы К. и архиеп. Антоний обратились к пастве и оповестили ее о факте восстановления общения. От лица патриарха Сергия архиеп. Антоний просил К. принять «в свое Патриаршее ведение и попечение всех православных верующих», живущих на территории ГПЦ. Был отслужен молебен о даровании победы в войне. К. и патриарх Сергий обменялись поздравительными телеграммами (Антоний (Романовский), архиеп. // ЖМП. 1944. № 3. С. 13-19).
В офиц. печатном органе РПЦ «Журнале Московской Патриархии» (№ 3 за 1944 г.) были размещены все материалы о ликвидации молитвенного и канонического разрыва между ГПЦ и РПЦ, в т. ч. «Краткие биографические сведения о католикосе-патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви» (о митр. Сухумском Мелхиседеке (Пхаладзе), еп. Цилканском Тарасии (Канделаки), еп. Ниноцминдском Димитрии (Лазарешвили) и еп. Кутаисско-Гаенатском Ефреме (Сидамонидзе)). С глубокой скорбью отнесся К. к кончине 15 мая 1944 г. «мудрого кормчего» РПЦ патриарха Сергия (Телеграмма... // ЖМП. 1944. № 7. С. 6; Алексий I (Симанский), Местоблюститель. Ответная телеграмма... // Там же).
было принято 28 марта 1945 г. на Церковном Соборе ГПЦ, к-рый возглавлял К. В этом документе были определены статус Церкви, ее административное устройство и законодательная основа. Документ подписали К., митр. Урбнисский Мелхиседек (Пхаладзе), еп. Кутаисско-Гаенатский и Чкондидский Ефрем (Сидамонидзе), еп. Цилканский Тарасий (Канделаки) и еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили). «Положение...» было приведено в соответствие с действующей Конституцией СССР. Согласно ему, ГПЦ включала 15 епархий, в ее юрисдикцию также входили грузины, живущие за пределами Грузии, где нет правосл. епископа. Центральное управление Церковью было передано Церковному Собору, решавшему вопросы церковного законодательства и суда, избрания Главы ГПЦ, восстановления или закрытия епархиальных кафедр, духовных учебных заведений. Также в «Положении...» были определены состав Синода и его кворум, канонические правила поставления во епископа и принцип старшинства, решены вопросы устройства окружного и приходского управления, состава причта, функций приходского священника, доходов католикоса-патриарха, архиереев и священства (Положение об управлении Грузинской Православной Церковью. 1974. С. 119-128) (подробнее см.: ст. Грузинская Православная Церковь).
К. установил конструктивные отношения с созданным в 1947 г. аппаратом уполномоченного по делам религии. В 1951-1952 гг. он поставил перед гос-вом вопрос о возврате церковных реликвий, изъятых в предыдущие годы (ЦГАНИГ. Ф. 150).
К. активно поддерживал дружественные отношения с новым Предстоятелем РПЦ, что стало основой регулярных контактов ГПЦ и РПЦ. 28 янв. 1945 г. К. прибыл в Москву и присутствовал на Поместном Соборе РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г., избравшем патриархом Московским митр. Ленинградского Алексия I (Симанского). К. обратился к членам Собора с приветственным словом. В числе проч. решений на Соборе было выработано общеправосл. обращение «К народам всего мира», подписанное в т. ч. и К., в к-ром осуждались действия «взывающих к милосердию в отношении гитлеровцев, заливших кровью невинных жертв всю Европу» и преподавалось благословение всей Православной Церкви на оружие, «обеспечивающее сейчас свободу всем народам». Также вместе с др. Главами Поместных Православных Церквей К. участвовал в праздничных богослужениях 3 и 4 февр., проводимых в кафедральном Богоявления соборе в Елохове, и присутствовал на интронизации патриарха (К народам всего мира // ЖМП. 1945. № 2. С. 17; Исторические дни // Там же. С. 32, 33, 36, 39, 55-56, 58, 67, 75-84).
Предстоятели ГПЦ и РПЦ обменивались дружественными телеграммами (ЖМП. 1947. № 1. С. 9; № 10. С. 7; 1950. № 3. С. 6), наносили друг другу визиты, участвовали в общих межцерковных мероприятиях, делегации ГПЦ стали принимать участие в Церковных Соборах РПЦ и в торжествах в Москве. Ответный визит Московского патриарха Алексия I в Грузию состоялся в окт. 1945 г.
К. активно участвовал в межцерковных мероприятиях в защиту мира. Так, на открывшуюся 25 авг. 1949 г. в Москве Всесоюзную конференцию сторонников мира им от лица ГПЦ был командирован митр. Урбнисский Мелхиседек (Пхаладзе) (ЖМП. 1949. № 9. С. 11). Весной 1950 г. в ответ на Послание от 3 марта патриарха Алексия I ГПЦ присоединилась к Коммюнике РПЦ о поддержке решений Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира (15-19 марта 1950) о запрещении атомного оружия (Грузинская Православная Церковь присоединяется... // Там же. 1950. № 5. С. 28; Ответ на Обращение... // Там же. № 7. С. 12).
5 авг. 1950 г. в Тбилиси прошла 3-сторонняя встреча, на к-рой присутствовали К., патриарх Алексий I и католикос всех армян Геворг VI. Ими было выработано и подписано «Обращение к христианам всего мира», в к-ром были затронуты вопросы холодной войны, создания атомного оружия, политики уничтожения человечества. Обращение было направлено ко «всем архипастырям и пастырям стада Христова и всем ищущим спасения во Христе Иисусе» - Православным Церквам, Всемирному совету Церквей, Римско-католич. Церкви и англикан. церквам - и призывало объединить силы в борьбе за мир и «признать военным преступником любое правительство, применившее атомное оружие (Обращение Предстоятелей» // ЖМП. 1950. № 8. С. 5-7).
11-24 июля 1951 г. К. во главе груз. делегации находился с офиц. визитом в Москве. 12 июля К. был принят Председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым. 18 июля, в день прп. Сергия Радонежского, участвовал в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре. 23 июля в Московской Патриархии состоялось Собрание Предстоятелей 5 автокефальных Православных Церквей: Антиохийской, РПЦ, ГПЦ, Румынской и Болгарской. Главы Церквей призвали христиан всего мира умножить усилия в деле защиты мира. На заседании обсуждались война и применение атомной бомбы в Корее и агрессивная политика США, необходимость заключения пакта мира между великими державами, решались и текущие церковные вопросы. В тот же день делегация МДА вручила К. диплом почетного члена МДА (Обращение к христианам… // ЖМП. 1951. № 8. С. 3-5; Праздник церк. общения // Там же. С. 8-22). С воззванием в поддержку мира и осуждением образования НАТО К. выступил на Грузинской республиканской конференции сторонников мира (Тбилиси, 19 сент. 1951) и на Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира (Москва, 27 нояб. 1951) (Речь на Конференции... // Там же. 1951. № 11. С. 26-27; То же // Там же. № 12. С. 18-19).
К. был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Также в анкете К., сохранившейся в его личном деле (ГАРФ. Ф. 6991-Р. Оп. 7. Д. 67. Л. 3), указано, что он «награды имел до Анны II степени включительно». Очевидно, кроме упомянутого, имеются в виду также орден св. Анны III степени и, возможно, орден св. Владимира IV степени.
Последнюю литургию К. служил в Тбилисском Сиони 27 янв., за неск. дней до смерти, в день памяти просветительницы Грузии св. Нины. Современники считали, что он предчувствовал свою кончину: К. пригласил на богослужение весь клир Тбилиси и окрестностей, и когда один из священников, сославшись на занятость, отказался, К. сказал: «Смотри сам, но потом ты пожалеешь» (Николай (Ярушевич), митр. // ЖМП. 1952. № 2. С. 36). К. был погребен 10 февр. 1952 г. в Тбилисском Сиони. Отпевание было проведено при участии представителей РПЦ (митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиеп. Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) и др.) и Антиохийского Патриархата (настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха)). Также присутствовали еп. Саак и 2 архимандрита от лица Армянской Церкви и духовенство Римско-католич. Церкви, представители от мусульман.
26 окт. 1952 г. литургию в Тбилисском Сиони и литию на могиле К. отслужил находившийся в Грузии с визитом патриарх Алексий I, начавший надгробное слово по-грузински (სახელითა მამისათა და მისათა და სულისა წმიდისათა. ამინ - Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь) (Алексий I (Симанский), Патриарх // ЖМП. 1952. № 12. С. 6-7; О пребывании Святейшего Патриарха... // Там же. С. 12).
Современники отмечали скромность К., его душевную чистоту. Один из главных политических противников К., сподвижник католикоса-патриарха Христофора III, лидер «Группы обновления и реформ» еп. Давид (Качахидзе) ставил К. выше всех архиереев Грузии. Мн. груз. деятели считали, что Патриарший престол в 1932 г. занял самый достойный архиерей. Известный груз. худож. Л. Гудиашвили, к-рому в 1947 г. К. доверил роспись церкви Квашвети, называл К. «замечательным человеком, патриотом, образованным, отличным знатоком истории и храмовой росписи, высоко человеколюбивым». Гудиашвили так «восхищался им, что изобразил его лик на фреске среди апостолов…» (Вардосанидзе. 2009. С. 59).
Личный архив К. хранится в НЦРГ (см. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе). Здесь собраны материалы частного характера и труды К., посвященные истории ГПЦ и Грузии; размышления о поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Абдулмесиани» Иоанна Шавтели; сочинение К. «Церковь св. Георгия Квашвети в Тифлисе» (1930, опубл. в 1994) и др. В 2001 г. под редакцией митр. Анании (Джапаридзе) была напечатана часть мемуаров К. «Из моих воспоминаний», где описано положение ГПЦ во времена Грузинского Экзархата, даны характеристики экзархов. Издание считается важным источником по истории ГПЦ. В честь К. названа одна из улиц Тбилиси.